Главная » 2018 » Февраль » 6 » Учите детей играть в шахматы.
19:41
Учите детей играть в шахматы.

Дети играют в шахматы

"Шахматы, подобно музыке,

 или любому другому искусству,

способны делать человека счастливым".

 Зигберт Тарраш

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. 

            Начиная работу по обучению детей игре в шахматыв, я изучила много  специальной литературы, материалы интернет страниц. Наиболее приемлемым для работы с детьми дошкольного возраста считаю следующее пособие: Горенштейн, Р.Я. “Книга юного шахматиста” / Р.Я. Горенштейн. – М., 1993. 12. 3ак, В.Г. Пути совершенствования / В.Г. Зак. – М., 1988. Гришин, В.Г. “Малыши играют в шахматы” / В.Г. Гришин. – М.: «Просвещение», 1991. Зенков, Г.М. “Пешка Аська” / Г.М. Зенков. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2002. Карпов, А. “Учитесь шахматам” / А. Карпов. – М.: «Эгмонт Россия ЛТД», 1997. 4. Казак, А. “Маленьким о шахматах” / А. Казак. – М.: Владос, 1994. Я считаю, что шахматы дают детям возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Я согласна с словами В. Сухомлинского: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти...". Я считаю, что процесс обучения шахматам желательно начинать уже до школы. Не надо думать, что ребёнок не справиться с этой серьёзной игрой. Детей можно начинать учить уже в 4 года. В этот период у них активно развиваются привычки, они имеют своё представление о мире и обладают достаточной настойчивостью, чтобы постигнуть азы шахматных стратегий.

По моему мнению,  занятия шахматами полезны  для ребенка тем, что:

1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем.

4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Я уверена, что  дети, которые  вовлеченны в волшебный мир шахмат с 4–7 лет, лучше будут успевать в школе, особенно по точным наукам. Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что А. Карпов, П. Керес, С. Решевский познакомились с игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6 лет, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее, что существенный вклад в шахматы, это формирование всесторонне развитой личности. Из общения с родителями, я сделала вывод, что у многих  из них  нет времени или недостаточно знаний и желания играть с детьми в шахматы. Необходимо родителей также  обучать игре в шахматы.

Под моим  руководством  дети делают первые шаги в мире шахмат: они знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения. А как же должны проходить занятия с детьми? В первую очередь, в группе надо создать условия: шахматная магнитная доска, наборы шахмат, дидактические пособия и видеоинформация по игре в шахматы. Я  разработала и составила перспективный план, который состоит из нескольких этапов. Вначале планировала  знакомство  детей с историей шахмат, а затем знакомство  с шахматной доской и фигурами. Первое занятие  начинала  с интересной сказки о шахматах. Важно, чтобы ребёнку было интересно с шахматами. На занятиях ребята знакомятся с каждой фигурой, часто это проходит в игровой форме (с помощью стихов, мультиков, сказок). Дети отрабатывают ходы каждой фигуры, а затем несколькими фигурами вместе. После даю время пообщаться с фигурами и поиграть. Работу по обучению детей игре в шахматы я провожу во взаимодействии с родителями: даю родителям информацию о содержании формируемых у детей знаний о шахматах, познакомила с методикой обучения. Использовала в работе с родителями: оформление наглядных пособий (буклет, памятка, схема, стенд). Например, буклет: «Маленькие хитрости», который, рекомендует включать элементы шахматной игры в обыденную жизнь: готовите ужин — расставьте фигурки из макарон разного цвета, предложите ребёнку сыграть в «макаронные шахматы»: пусть вспомнит, как ходят разные фигуры-макароны, и решит хотя бы элементарную задачку. Вот смеху-то будет! Лепите пирожки — попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске.

            По моему наблюдению, шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

            Благодаря занятиям в шахматы дети не только научились рассчитывать ходы в игре, но и начили понимать, как можно просчитывать варианты реальных событий, думать абстрактно и нестандартно. Такие способности могут помочь ребёнку в будущем заранее прогнозировать последствия тех или иных поступков, то есть, планировать свою жизнь и стать успешным.

«Шахматы - это гимнастика для мозгов» (Паскаль).

Воспитатель группы № 3 Дубинина Е.С.

Просмотров: 391 | Добавил: Анна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]